| |
Как тут быть предпринимателю, который сталкивается с инвестиционными договорами, всевозможными рыночными оценками, и т.д., возможно, впервые, в то время, как инвестор «Съел собаку в этих вопросах».
|
7 советов для презентации компании инвестору
- «Дайте возможность покусать яблоко со всех сторон», - преподнесите бизнес-идею максимально прозрачно и понятно для инвестора. Опишите подробно, но лаконично и без лишних деталей технологию, методы производства, дайте характеристику вашего продукта/ услуги.
- Опишите цели, помните, что они должны быть достижимыми, познакомьте инвестора со стратегией предприятия, концепцией развития и потенциальной динамикой роста.
- Позаботьтесь о впечатлении, которое ваша личность, как лицо компании, произведет на человека, который может быть заинтересован во вложении инвестиций в ваш бизнес. Доминирующими личными качествами должны быть уверенность и рационализм.
- Покажите на деле, что бизнес-менеджмент предприятия адекватен и эффективен, управление денежными потоками фирмы осуществляется на высшем уровне, а бизнес-процессы протекают контролируемо и логично.
- Дайте инвестору возможность убедиться в том, что работники компании знакомы с понятием мотивации и разделяют общую цель – обеспечивать процветание делу.
- Одним из важнейших факторов диалога определите тему учета. Продемонстрируйте, что результаты сегодняшнего дня отслеживаются и легко расшифровываются, а дальняя перспектива (от 3-х лет) прослеживается уже сейчас.
- Инвестор должен знать, что у вас в запасе есть несколько качественных путей возможного выхода из бизнеса.
Пожалуй, самым главным станет критерий финансового учета, если этот момент – не самая сильная сторона компании, инвестор, скорее всего, не будет смотреть на всё остальное.
Каких гарантий, прежде всего, ищет инвестор?
- Надежного куратора проекта
- Прозрачную бизнес-модель
- Ясную картину финансового учета
- Адекватный для себя уровень оценки
- Выгодные инвестиционные показатели
Что может заставить инвестора сомневаться на стадии сделки?
- Несовпадение во взглядах на смысл сделки
- Несовпадение во взглядах на результат сделки
Как тут быть предпринимателю, который сталкивается с инвестиционными договорами, возможно, впервые, в то время, как инвестор съел собаку в этих вопросах? Попробуйте предугадать мотивы инвестора, поставить себя на его место и усомниться в предлагаемом проекте. Мы предлагаем вооружиться и списком внутренних барьеров, которые нужно в себе преодолеть:
Абстрагирование от оценочного взгляда на свой бизнес, нежелание даже в теории выделять доли.
- Соблазн упустить контроль над ситуацией и проектом.
- Затаивание собственных недостатков и ошибок.
- Категорическое нежелание передать часть полномочий в чужие руки.
- Опасение крупных трат на привлечение капитала и построения системы отношений с инвесторами (из-за вечного отсутствия времени).
- Попытки отодвинуть задачу планирования стратегии, ее формулировки и создания документальных доводов для инвестора подальше.
- Недоверие к дальнейшим шагам инвестора и страх возможности непредсказуемых действий с его стороны.
- Нежелание строить менеджмент в соответствии с международными стандартами, - «старый друг лучше новых двух».
- Опасения, что ясный финансовый учет уменьшит прибыль.
- Сводный результат: леность и нежелание внедрять новое + опасения превратить бизнес в прозрачный аквариум, куда все будут заглядывать.
Инвестор может провести деловой аудит компании для принятия более взвешенного решения.
Что может его остановить после такого исследования?
Понятно, что каждая ситуация индивидуальна и обе стороны руководствуются своими субъективными:
- Отсутствие учета аспектов макроэкономике, некачественная работа маркетологов фирмы.
- Нет отслеживания конкурентов и их характеристик.
- Отсутствие коллегиальности менеджмента.
- Отсутствие нужных лицензий/ сертификатов.
- Большие аппетиты: запрошено слишком много средств, больше чем в других подобных операциях.
- Потенциальный уровень ROI, IRR ниже нормативов фонда, - инвестор не видит перспективы.
- Сомнительная юрисдикция прав собственности.
- Инструменты ускорения по выходу на массовый рынок не налажены.
- Мутный финансовый учет.
- Топ-менеджер не заинтересован в росте капитализации.
|